+7(34)260-3-51-19
Пн - Пт с 10:00 до 16:00
619556 Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ, с. Белоево, ул. Комсомольская, 25
Детское объединение электронной автоматики и робототехники
Только в физике соль, остальное всё ноль...

Детское объединение электронной автоматики и робототехники

Более 40 лет занимаюсь с детьми техническим творчеством. В 70-е годы это был радиокружок, затем к нему добавилось занятие радиоспортом, участие и победа в областных соревнованиях по радиоспорту (Охота на лис), в 90-е годы конструирование электронных автоматических устройств, сборка компьютера своими руками. Огромная благодарность руководителю лаборатории электроники Пермской областной СЮТ Кондраеву Льву Николаевичу за оказание методической и практической помощи сельским кружкам технического творчества. В настоящее время на занятиях детского объединения электронной автоматики и робототехники занятия проходят по четырём направлениям: конструирование электронных автоматических устройств (работа с паяльником), работа с электронными конструкторами (конструирование электронных устройств бех паяльника, создание и программирование электронных устройств на плате Ардуино, конструирование и программирование робота. Больше всего времени педагога затрачивалось на работу по первому направлению. Для создания ребёнком работоспособной конструкции необходимо было подобрать электронные элементы (транзисторы, микросхемы, резисторы, конденсаторы), создать и проверить работоспособность конструкции и только потом предлагать её ребёнку. В настоящее время я упростил эту задачу, приобретая готовые комплекты радиодеталей на сайте Мастер Кит https://masterkit.ru/shop/studygoods/assembly-kits 

 

Наборы деталей включают в себя все электронные компоненты и печатную плату для сборки устройства. Как правило, электронное устройство при грамотной и аккуратной сборке всегда работоспособно. К каждому набору прилагается принципиальная схема. Ребёнок вначале изучает принцип работы устройства, назначение отдельных элементов и только затем собирает и испытывает его. К сожалению в бюджете системы образования нет денег на приобретение таких наборов. Приходится покупать за свои кровные. С целью экономии выписываю один набор, затем копирую печатную плату и комплектую такими же электронными элементами, выпаянными из старой радиоаппаратуры. На занятии одновременно этим видом деятельности занимается не более 2 детей, т.к. работа связана с электрическим паяльником, необходимо постоянно держать их в поле зрения. 1-2 ребёнка занимаются с программируемым набором Ардуино, 5-6 детей занимаются с электронными конструкторами "Знаток", 1-3 человека конструируют робота

 

 В последние годы в школах засилье танцев, плясок, вышивания, плетния, рисования. Техническое творчество, требующее значительных материальных затрат, вымерло в школах Кудымкарского муниципального района. Это очень плохая тенденция, в 21 веке могущество страны определяется наличием конкурентно способных технарей. Большую часть мальчиков, юношей невозможно заинтересовать девчачьми увлечениями.

 

    Техническое творчество детей в школе

    Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

    Что же это такое, техническое творчество? Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

    Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

    Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность решать возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

    Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике полученные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

    Техническое творчество - это процесс, в ходе которого:

    Проблемы организации технического творчества в школе.  Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые авиамодельные кружки  возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеурочную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

    Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось, прежде всего, отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

    Какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

    Дидактические требования к детским объединениям технического творчества

     

    Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

    Этапы технического творчества

    В детском объединении деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

    1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
    2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
    3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
    4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

    Выбор методов обучения

    Техническое творчество - это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится задача, алгоритм решения которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

    Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

    Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

    Развитие технического мышления

    Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

    Техническое творчество - это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.